Пять вещей, которые нужно знать об инклюзии

Пять вещей, которые нужно знать об инклюзии

Пять вещей, которые нужно знать об инклюзии

Такая образовательная трансформация, как инклюзия, с первого взгляда выглядит полезной и необходимой. Однако за красивой перспективой равноправного общества легко разглядеть не особо прячущиеся проблемы. Их игнорирование не приведет ни к чему хорошему – а потому попробуем выделить ряд моментов, о которых нужно знать и которые следует учитывать в инклюзивном процессе.

Пять важных моментов в образовательной трансформации

Первое. Научить нормальному отношению к людям с инвалидностью в одночасье нельзя

Особые дети, как правило, не умеют взаимодействовать с другими, при этом они чрезмерно доверчивы и открыты. Однако зачастую им приходится сталкиваться с негативной реакцией сверстников, порой переходящей в откровенное издевательство. И никакие увещевания педагогов тут не помогут.

Ведь касается это не только детей – сами взрослые зачастую обладают огромным количеством предубеждений. По словам психолога Людмилы Борисовны Полосовой, директора центра развития «Пик», главное, что нужно сделать – это научиться относиться к детям с проблемами в развитии с состраданием и пониманием, что они нуждаются в общении. Если сам родитель брезгует, что он передаст своему ребенку?

Второе. Цель инклюзивного образования не только в социализации особых детей

Оно нужно и для того, чтобы с детства воспитывать приятие, терпимость к «другим». И, как считает Людмила Николаевна Петухова, директор социально-педагогического центра реабилитации детей-инвалидов, начинать нужно не со школ. Необходимо менять общественное сознание – но для этого люди должны «дорасти», понять, подготовиться внутренне.

«Основная роль здесь все-таки отводится государству, – говорит и Людмила Борисовна. – Необходимо создавать центры – досуговые, развивающие, клубы по интересам и т.д., где здоровые детки и детки с ограниченными возможностями здоровья, а также их родители могли бы общаться вместе». Другой вопрос, конечно, в том, чем именно привлекать родителей со здоровыми чадами в такие места. Об этом и стоит задуматься тем, кто «наверху» – ведь реализация подобных проектов возможна только в рамках государственной программы.

Третье. Непросвещенность родителей – большая проблема

По-хорошему, в женских консультациях и в отделениях детских поликлиник должны работать психологи. Ведь обращать внимание на развитие ребенка следует уже на внутриутробном этапе. После рождения тем более – родители должны видеть и понимать, что ребенку следует уметь в месяц, два, в год и так далее.

Некоторые проблемы можно начать решать раньше, и тогда будет больше шансов на благополучный исход. Так, вовремя начатое лечение и регулярные занятия с дефектологами и логопедами скорее всего помогут ребенку с задержкой в речевом или интеллектуальном развитии «выровняться» и может быть даже пойти в обычную школу.

Четвертое. Все очень индивидуально

Особым деткам нужен особый, отдельный образовательный маршрут. Эта проблема пока что решается слабо – в детских садах и школах огромная наполняемость групп и классов, при которой невозможен индивидуальный подход. Конечно, внимание нужно и обычным ученикам, однако они все же более адаптированы к социальной среде – в то время как дети с нарушениями развития порой не могут вписаться даже в специализированное учреждение. Ведь они различаются между собой даже в рамках одного диагноза.

Как считает Людмила Николаевна Петухова, тьюторы – не панацея, ведь далеко не везде они есть, а на стабилизацию системы уйдут годы. Тем более что для обучения таких учеников нужны педагоги со специальной подготовкой, а они редко работают в общеобразовательных школах. «Модель инклюзии изначально западная, – говорит Людмила Николаевна. – Мы пытаемся ее применять, но не знаем, с какой стороны подступиться».

Пятое. Родители особых детей получают очень мало поддержки

Не секрет, что о людях с ограниченными возможностями здоровья у нас говорят редко. И хотя директор социально-педагогического центра реабилитации детей-инвалидов уверена, что в последнее время все больше появляется общественных организаций и все больше привлекается внимание СМИ, родители больных детей по-прежнему находятся наедине с собой.

«Они не знают, куда им пойти, к какому специалисту обратиться, с чего начать, – поясняет Людмила Борисовна Полосова. – Чаще всего они решают свои проблемы самостоятельно. А вместе с тем, для таких семей с «особенными» детьми должна осуществляться комплексная помощь. Поэтому нужны образовательные организации или центры, в которых работали бы специалисты всех уровней – врачи-неврологи, педиатры, хирурги и т.д., а также педагоги, логопеды, специальные психологи, дефектологи и т.д. Тогда родителям не нужно было бы ездить в разные концы города и возить своего ребенка от одного специалиста к другому, и семья не чувствовала бы себя одинокой и брошенной в своей беде».

 

***

Детей с нарушениями в развитии нужно не просто лечить. С ними нужно работать, учить их взаимодействовать со своими сверстниками, адаптировать к социальной среде. Однако на сегодняшний день мы имеем две крайности – коррекционные школы, в которых нет здоровых детей, нет примера, на который можно было бы ориентироваться, и общеобразовательные школы, в которых педагогам просто не хватает времени и сил на всех.

При этом самое главное, в чем нуждаются такие дети, это простое адекватное отношение. Его можно воспитать в остальном обществе, если рассказывать больше о так называемых «других», создавать центры, где все смогут взаимодействовать. Ведь проблемы здоровья могут так или иначе решаться на различных уровнях; с отношением же все намного сложнее.

 

Татьяна Туктамышева

Поделиться:

Теги:

Администрация портала
Комментарии

Необходимо авторизоваться!